Продолжаются общественные слушания по поводу переименования улицы Северокольцевой в Коммунарском районе Запорожья в улицу легендарного директора ЗАЗа Степана Кравчуна. Сегодня мы пуликуем мнения по этому поводу известных в городе и стране людей.

Николай Евдокименко, Председатель Правления ЧАО «Запорожский автомобилестроительный завод».

– Степан Иванович Кравчун был человеком с государственным мышлением. Можно смело сказать, что он стоял у истоков создания автомобильной промышленности Советского Союза и потом – Украины. Наш автопром переживал разные времена, но то, что было создано при непосредственном участии Степана Ивановича, до сих пор функционируют и приносит пользу уже нашему независимому государству.

Точно могу сказать, что оценивать человека нужно по тому, что осталось после него – а после Кравчуна остались мощности, остались возможности, остался стадион, больница, садики, общежития. Люди до сих пор живут в домах, построенных строительным трестом, который Степан Иванович создал на «Коммунаре».

Украина должна помнить о таком человеке, он – из плеяды великих. Нам, современникам, нужно брать все лучшее у таких людей и приумножать. Да, время был другое, был Советский Союз, плановая экономика, но это не мешало талантливому человеку достигать поставленной цели. Кравчун был не «собиратель земель», а «собиратель технологий», он многих этому научил, в том числе меня. Когда в 1991-м году началось «разгосударствление» предприятий, и многие, бывшие тогда в структуре ОАО «АвтоЗАЗ», получили право самостоятельности, стали субъектами хозяйственной деятельности, и никакого отношения к ЗАЗу уже не имели. А мудрый Кравчун настоял, чтобы в новой структуре автомобилестроительного завода появились предприятия, обеспечивающие полный цикл производства автомобиля, от маленького изделия по ковке до двигателя и потом уже автомобиля. И время показало, что его действия были очень правильными. Выжили только те заводы, которые вошли в структуру ЗАЗа по настоянию Степана Ивановича. Это говорит о том, что человек мыслил стратегически. И за то, что он смог сохранить, что после него осталось – огромное ему спасибо. То, что он делал в 20 веке, очень пригодилось сегодня, в 21-м, и до сих пор приносит пользу обществу. Я очень хорошо знаю, какие требования выдвигались Кравчуном во всех сферах его деятельности, будь то родной завод, сельское хозяйство или футбол: если мы что-то делаем, то это должно быть самым лучшим. Он заслужил, чтобы не только улицу назвать его именем, но и район или населенный пункт.

Виталий Петровский, глава правления ОАО «Страхова компанія «Оранта-Січ». 1981-1985 гг. возглавлял исполком Коммунарского районного совета народных депутатов, 1985-1989 гг. – заместитель главы Запорожского горсовета

– Таких людей, как Степан Иванович Кравчун, очень мало. Он многое сделал для развития автопрома Украины, его хорошо знали за рубежом. Кравчун воспитал не единицы, а тысячи, десятки тысяч специалистов. Он не просто занимался экономикой, а смотрел на нее сквозь призму интересов людей. Мы не можем просто забыть, перечеркнуть наше прошлое, в нем есть то, чему стоит учиться, к чему стоит стремиться и в наши дни – отношению к кадрам, к работе, к своему городу. И этому можно учиться у Степана Ивановича Кравчуна. Кстати, свой профессионализм как руководитель высокого класса он еще раз доказал, когда уже не работал генеральным директором “Коммунара”. Он с нуля создал многопрофильное производство – литейное, механическое, аграрный сектор. Это вам не просто «купи-продай», а то, что и сегодня дает работу многим людям и надежду на развитие нашему региону.

 

 Александр Бережной, занимал должности от мастера блока печей мартеновского цеха завода «Запорожсталь» до первого заместителя председателя Запорожской областной государственной администрации

– Каждый руководитель крупного предприятия – уникальная личность. Но из всех запорожских директоров я бы особо выделил четверых: Степан Кравчун, Вячеслав Богуслаев, Виталий Сацкий и Леонид Хаджинов. Фактически, эти люди создали Запорожье в его современном виде: построили микрорайоны, спортивную и культурную базу города. Мы, запорожцы, должны с благодарностью вспоминать эти имена.

Степан Иванович прошел путь от механика в колхозе до генерального директора Запорожского автомобильного завода, где каждый цех, каждый участок был «прощупан» его руками. Директором автозавода «Коммунар» Степан Иванович был назначен в 1983-м году, и 14 лет он руководил этим предприятием. Не будем забывать, что это были за годы: перестройка, новые подходы в экономике, развитие кооперации, новых форм управления в промышленности, сельском хозяйстве, бизнесе. Тогда очень многие растерялись, не зная, что делать. Но только не Кравчун! Он мгновенно понял, что это хороший шанс, и он его использовал – вся страна стояла в очереди за «Тавриями».

Кравчун – это не фамилия, а эпоха в машиностроении страны, в истории Запорожья. Он – пример для молодежи, для тех, кто ищет себя и хочет достичь успеха. И то, что сегодня рассматривается вопрос о присвоении имени Степана Кравчуна одной из улиц Запорожья – это очень правильно. Я знаю улицу Северокольцевую – она с таким же успехом могла бы называться Южно-параллелепипедная, это – ни о чем. А вот улица Степана Кравчуна будет напоминать об этом уникальном человеке, о тех временах, давать повод учиться у нашего великого земляка.  Для многих людей он был и остается примером руководителя, инженера, ученого, организатора и личности.

Александр Головко Александр Степанович, Президент Запорожского областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей) «Потенциал», в прошлом – городской голова Запорожья

– Одним из инициаторов переименования улицы Северокольцевой в улицу Степана Кравчуна был союз промышленников и предпринимателей «Потенциал». Мы обратились в городской совет с этим предложением – увековечить память человека, который не просто заслужил, а своей жизнью доказал, что личность играет огромную роль в истории. Пройдя путь от ученика слесаря до генерального директора, он развивался не только как личность, но и как масштабный руководитель. При нем была произведена крупнейшая реконструкция автомобилестроительного завода, выпущена «Таврия», он уделял огромное значение социальной сфере, развивал ее – строил садики, базы отдыха, профилакторий, стадионы. Глядя сегодня на Коммунарский район, можно смело сказать, что здесь уже фактически увековечена память об этом человеке – в домах и больнице, которые он построил, в школах, которые он поддерживал