Завод «Запорожкран» известен, как флагман украинского краностроения еще с советских времен. С приходом финской компании Konecranes, являющейся лидером этой отрасли в глобальных масштабах, предприятие получило новые перспективы своего развития, прошло масштабную модернизацию и сегодня является ярким примером успеха иностранной инвестиции на украинском рынке. Порядка 98-99 процентов продукции ПРАО «Запорожуран» идет на экспорт. На территории завода развивается проект индустриального парка Konecranes. О слагаемых успеха компании, о конкурентных преимуществах Украины и о том, что мешает приходу новых инвестиций в украинскую экономику, в интервью Region News рассказывает генеральный директор Konecranes Украина и ПРАО «Запорожкран» Сергей Плясов.
– Компания Konecranes – крупнейший финский инвестор в украинскую экономику, прошедший с Украиной трудные времена, но не покинувший украинский рынок. Как Вам удалось не только устоять, но и успешно развиваться?
– Талант местного менеджмента (смеется). Плюс эффективная командная работа коллектива и согласованная скорректированная с нашей финской штаб-квартирой стратегия развития. Нам удалось вовремя перестроиться, изменить подходы. У нас огромная глобальная корпорация, и если в Украине локально сейчас трудные времена, то во многих других странах этого нет, и мы стали ориентироваться на внешние рынки.
– Какие условия должны быть созданы новой властью для развития инвестиционного климата, для привлечения новых инвесторов?
– Инвесторов интересует прибыльность их вложений, а значит их заинтересуют различные льготы и преференции со стороны государства – в виде ограничения налогового давления, например. Конечно же инвесторов интересует безопасность их вложений – и государство должно доказать, что законы здесь работают, уровень преступности низкий, и чужой капитал является неприкасаемым ни для каких частных или государственных рейдеров. Очень близко с безопасностью инвестиций находится также прозрачность и понятность требований государства к бизнесу. Конечно же один из основных критериев – низкий уровень коррупции. Для всех крупных западных компаний коррупция неприемлема в-принципе. Дальше инвесторов интересуют ресурсы: природные, человеческие, технические. И если в Украине сейчас сформировался огромный дефицит квалифицированных кадров, то это значит, что заводы здесь строить не будут, потому что работать на них некому. Поэтому первоочередное задание для власти – вернуть домой миллионы украинцев, работающих сейчас в других странах.
– Что до сих пор мешает привлечению инвестиций?
– Как я уже говорил, в первую очередь – коррупция. Ей сопутствуют много излишней бюрократии, запутанность законодательства, отсутствие действующей государственной программы поддержки инвесторов. Нужна реформа судебной системы – инвесторы хотят гарантий, что их интересы будут отстаивать честные суды. В последние годы в число рисков добавились военные действия на Донбассе.
– Чтобы Вы посоветовали, как руководитель успешной иностранной компании, вполне адаптировавшейся на украинском рынке, тем, кто только присматривается к Украине с целью инвестирования?
– Поскольку я не могу назвать Украину в данный момент очень привлекательной в инвестиционном плане, то сперва лучше всё тщательно взвесить, проанализировать. Новый президент и его команда декларировали очень много полезных изменений. И некоторые из них уже начали воплощаться. Если так будет продолжаться, то для Украины появится свет в конце тоннеля. И новые возможности для инвесторов.
– Какие конкурентные преимущества Украины для инвесторов? Какие вызовы?
– Среди конкурентных преимуществ Украины остается её географическое положение. Мы находимся в Европе рядом с развитыми промышленными странами, здесь и импорт и экспорт удобны логистически. Мы имеем выходы к морю, и, через украинские порты, – в любую точку, на любой рынок планеты. У нас есть важные природные ресурсы, огромная территория, на которой можно строить предприятия любого масштаба. У нас еще осталась квалифицированная рабочая сила. О вызовах я сказал выше, когда говорил о проблемах для инвесторов.
– Сегодня в политику и в госуправление приходят молодые технократы, которые имеют уже успешный опыт в бизнесе. В том числе, в иностранных корпорациях. Как Вы считаете, это правильный подход?
– Долгие годы в обществе обсуждали возможность прихода к власти молодых технократов, не испорченных пережитками старой советской системы. Этого события ждали. Многие видят в этом новые возможности для возрождения Украины. В этом году это наконец-то произошло. Впервые верхушка украинской власти не состоит из представителей бывшей партноменклатуры. Этот факт сам по себе уже положителен. Ну, и пока что те заявления, планы, действия, которые предпринимают молодые технократы, не разочаровывают. Возможно у Украины действительно появился шанс. Однако я не политик и могу ошибаться в подобных политических прогнозах. Время покажет.
– Соглашение о зоне свободной торговли с ЕС – это благо для украинских предприятий или мы не в состоянии конкурировать на европейском рынке?
– У нас нет другого выбора. Мы должны учиться быть конкурентными на европейском рынке. Украина – часть Европы, развитые европейские страны – наши соседи. Не может современное государство торговать с соседями только сырьём. В конце концов соглашение о зоне свободной торговли это хороший стимул для украинских предприятий проводить модернизацию своих производств, чтобы на равных конкурировать с европейскими производителями. Также не стоит отказываться от государственной поддержки отечественного производителя, как делают абсолютно во всех странах: те же дотации фермерам, антидемпинговые пошлины. Президент Трамп в США, к примеру, потребовал изменения правил импорта, стимулируя внутреннее производство.
– В прошлом году завод «Запорожкран» отметил девяностолетие. Как бы Вы охарактеризовали главные достижения предприятия за это время?
– Завод пережил войну и распад СССР, устоял в девяностые, смог найти силы и ресурсы конкурировать в новых условиях. В итоге мы стали важным производственным подразделением в семействе глобальной корпорации – мирового лидера краностроения. Была проведена масштабная модернизация – сегодня завод обладает самыми современными технологиями. Мы внедрили европейские управленческие подходы, уделяем большое внимание подбору кадров, делая ставку на талантливую молодежь. Наши сотрудники имеют большие возможности для обучения, в том числе, за границей. Как я уже говорил, мы пересмотрели маркетинговые подходы и ориентируемся сейчас, в основном, на экспорт.
– Компания развивает индустриальный парк на территории «Запорожкрана». Расскажите об этом проекте.
– Этот проект развивается уже более 10 лет и был инициирован не как дань какому-то тренду, а как спланированный и инициированный самой компанией инструмент оптимизации и привлечения возможных партнеров. Для региона и Украины в целом – это прекрасная возможность стимулировать приход новых инвесторов. Мы предоставляем не только развитую современную инфраструктуру, но и наш управленческий опыт, наши возможности в плане взаимодействия с контрагентами, подрядчиками, административными структурами. Сегодня на территории нашего промпарка работают три! финские компании, формируя уникальный конгломерат финского бизнеса в Украине, одна немецкая, десяток украинских. Уже сейчас это своеобразный кластер успешных компаний, генерирующий самые современные подходы и новейшие технологии. И это показатель репутации Konecranes – для компаний, заходящих в промпарк, это своего рода гарантия их успешного бизнеса.
фото – 061