Поки слідство тільки збирається розшифровувати інформацію з бортових самописців, журналісти розпочали аналізувати документи, з яких можна зробити висновки про стан повітряного судна на час трагедії.
Як виявилося, літак, що розбився був давно зношем, а ресурс його двигуна декілька разів продовжували. І якщо у минулі роки ресурс продовжували після капітального ремонту, то кілька місяців тому спеціалісти компанії Мотор Січ обстежили двигун власного виробництва і продовжили йому ресурс до липня 2021 року без ремонтів.
Станом на час трагедії двигун літака перепрацював 589 годин понад дозволену норму. Про це, аналізуючи документи, написав у своєму дописі Юрій Бутусов, редактор видання Цензор нет.
Планова катастрофа курсантського Ан-26Ш: роковий лівий двигун перепрацював 589 льотних годин понад норми, але отримав від МО, ВСУ та “Мотор Сичі” продовження ресурсу 3 місяці тому – пише Бутусов.
25 вересня Ан-26 здійснив успішно п’ять вильотів, катастрофа трапилася на шостому. Згідно з доповіддю командира корабля Богдана Кишені, майже зразу після злету, за 7 хвилин до катастрофи, вийшов із ладу датчик ВКМ – вимірювач крутного моменту лівого двигуна. Командир корабля мав час оцінити ситуацію й повів судно на посадку. Судячи з відео, Ан-26 знизився на невеликій висоті, включивши посадкові фари, щоб зайти на добре освітлену посадкову смугу. Втрата керування трапилася за 5 секунд. Літак різко пішов ліворуч та врізався в землю.
Що трапилося з двигуном та в якому стані він був на час катастрофи, аналізуючи документи пише Юрій Бутусов.
Враховуючи точність термінології, подаємо мовою отригіну.
“Цензор.Нет получил официальное заключение по состоянию двигателей самолета от источников в ГП “Антонов”, которое с 10 до 20 августа 2020-го года выполняло работы по продлению ресурса самолета, и подготовило Акт исследования от 20.08.2020 №26/5608/2020/19.
Итак, Двигатель АИ-24ВТ № Н474ВТ128 был изготовлен 30.12.1977 года. Капитальный ремонт двигатель проходил в 1990 году, и срок службы двигателя после этого капремонта был установлен в 13 лет и 1750 летных часов. Таким образом, в 2003-м году двигатель подлежал ремонту или замене согласно регламенту. Однако на июнь 2020-го двигатель наработал после капремонта 2339 летных часов – на 589 часов больше, чем допустимый после капремонта максимум! Проще говоря, двигатель был кране изношен, а его эксплуатация была рискованным делом.
В июне был проведен плановый осмотр двигателя с целью очередного продления ресурса. В июне 2020-го года согласно письму УЭР/9-01013 от 24.06.2020, ресурс двигателя Ан-26 с бортовым номером 76 был продлен специалистами завода “Мотор Сич” до 5 июня 2021-го года и 2550 летных часов. То есть на 800 часов больше, чем было положено до документам по эксплуатации в СССР! Почему вместо капремонта двигателю продлили ресурс?
Многие годы Министерство обороны экономило, и заключало контракт на продление ресурса двигателей. То есть приезжали специалисты завода “Мотор Сич”, проверяли состояние двигателя, и выносили решение – годен. Такой типичный “русский “авось”. Техника-то надежная, ну что с ней станется, ну ведь летает пока, да? Главное, что находятся такие директоры и инженеры на авиазаводах “Антонова” и “Мотор Сич”, которые своими подписями и бумажками прикрывают военное начальство на случай катастрофы. Да только ничто не вечно, и металл устает, и именно поэтому созданы нормы и правила эксплуатации двигателей, проводятся капитальные ремонты, чтобы исключить случайности и обеспечить безопасность.
Продление ресурса двигателей “на авось” в июне 2020-го стало для 43-летнего самолета роковым. Преступная традиция делать ремонт на бумаге привела к трагедии.
И теперь гибель 26 человек, гибель молодых людей – на совести тех инженеров завода, чиновников Минобороны и командования ВСУ, кто взял на себя ответственность и продлил изношенный двигатель.
Проблемы могли возникнуть и в правом двигателе Ан-26. №Н441ВТ050 был изготовлен в 1974-м году. Он прошел пять капитальных ремонтов, последний – в 1993 году на “Мотор Сичи”. После ремонта двигателю был установлен ресурс в 1000 летных часов и 7 лет службы. Вместо этого двигатель прошел 1662 часа и 20 лет службы. Вместо ремонтов тоже были постоянные продления от “Мотор Сичи”.
Также надлежит изучить надежность винтов АВ-72Т, изготовленных в 1988-89 годах, и проходивших после этого капитальные ремонты. Но у них ресурс эксплуатации после капремонта не был превышен.
Ничего случайного в эксплуатации техники не происходит, и очевидно, что катастрофа Ан-26 и большое число жертв напрямую связаны с техническим состоянием самолета, с обеспечением и организацией полетов. 26 украинских летчиков погибли в немалой степени в результате равнодушия, не профессиональной организации, пофигизма, недостатка финансирования даже для исполнения базовых требований безопасности. И за это надо держать ответ высоким руководителям” – підсував журналіст.
Трагедія, що забрала 26 життів молодих українських захисників має бути розслідуваною під лупою, а імена винуватців мають прозвучати гучно та на всю Україну. В іншому випадку висновки на усіх рівнях влади зробленими не будуть.