Совладелец группы DCH Александр Ярославский, партнер китайской компании в корпоративном конфликте вокруг предприятия АО «Мотор Сич», решил собрать параллельную команду управленцев, которые должны заменить нынешнее руководство после прихода китайцев. На специальном сайте общего собрания акционеров «Мотор Сичи», которое назначено на 31 января, объявлен конкурсный отбор на позиции топ-менеджеров. К слову, сайт, анонсировавший вакансии, не является официальным сайтом «Мотор Сичи». Вмешательство Ярославского в дела стратегически знаковой для Украины компании ее руководство расценивает как попытку рейдерского захвата.
Об этом недавно прямо заявил президент «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев. По его словам, акционеры не получали никаких уведомлений от организаторов о проведении собрания, не могли ознакомиться с материалам и принять участие в формировании повестки дня. “Запланировано место проведения собрания за пределами предприятия, предложенная повестка дня свидетельствует о цели устранить действующий совет директоров и получить контроль над предприятием”, – заявил Богуслаев.
Несколько фактов из предыстории конфликта.
Напомним: в апреле 2018 по ходатайству СБУ акции «Мотор Сичи» были арестованы с целью сохранения вещественных доказательств по делу о госизмене и покушению на диверсию, возбужденном в июле 2017 года. Суд наложил арест на 56% акций предприятия, которыми владела китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment. По мнению СБУ, производство планировали перенести в Поднебесную, что значительно ослабит обороноспособность Украины.
Арест акций сильно спутал планы китайских бизнесменов по управлению компанией. Тогда они решили обратиться за помощью к Ярославскому, личность которого связывают с рейдерскими скандалами вокруг других известных украинских предприятий. Нужно также сказать, что хоть Александр Ярославский и лоббирует деятельно интересы китайской стороны, он не является совладельцем Мотор Сичи. Несмотря на все его усилия, в конце ноября Антимонопольный комитет Украины в третий раз вернул без рассмотрения заявку компании Skyrizon и DCH Ярославского на покупку контрольного пакета акций ПАО “Мотор Сич”. Китайская сторона и Ярославский не останавливались и в начале декабря прошлого года направили в международный арбитраж иск о взыскании с Украины ущерба в $3,5 млрд. Размер затребованной компенсации не кажется такими огромным, если учесть, что 15 января Министерство торговли США ввело санкции против Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment. Это несет значительные риски для выхода продукции Мотор Сичи на мировые рынки, если китайцы останутся владельцами предприятия.
Кстати, недавно появилась информация о том, что китайские компании, принадлежащие бизнесмену Ван Цзиню, – Xinwei Group и Skyrizon Aircraft Holdings Limited, скупившие акции АО «Мотор Сич», признаны банкротами.
Вернемся к личности самого Ярославского.
Он известен еще с 90-х как автор различных «схем» по захвату госпредприятий. Делалось все достаточно просто – производилась дополнительная эмиссия акций, в результате которой размывался государственный пакет. Так Ярославский получил контроль над АО «Азот» в Черкассах и АО «Росава» в Белой Церкви. Потом эти предприятия были выгодно проданы. Одно – Дмитрию Фирташу, другое – турецкой компании Sisecam. Принадлежавший Ярославскому харьковский футбольный клуб «Металлург» оказался в руках фаворита Януковича Сергея Курченко. Ярославский при этой сделке тоже не прогадал.
Если говорить о сравнительно недавних «деяниях» лоббиста интересов китайцев, то Ярославского связывают с рейдерским захватом украинских предприятий ЗАО «Харьковский тракторный завод» и ЗАО «Днепровский металлургический завод». Предприятия были безжалостно разграблены и доведены до банкротства. Их долги в бюджет Украины за неуплату налогов составили около 1 млрд. грн. (Дело №922 / 2187/16, решение Верховного суда Украины от 24.06.2020 г., и дело №904 / 3325/20, решение Хозяйственного суда Днепропетровской области от 31.07.2020 г.), Без работы остались многотысячные коллективы предприятий. Можно задаться мыслью: не такую же судьбу готовят и для 25.000 работников АО «Мотор Сич»?