Среди старожилов Космоса ходят легенды, что Кравчун с Петровским спасли микрорайон, не дав построить здесь завод, загрязняющий воздух. Как это было – рассказывает непосредственный участник тех событий Виталий Григорьевич Петровский, генеральный директор ПРАТ СК Оранта-Січ, почетный гражданин г. Запорожья, с 1982 по 1985 годы – председатель Коммунарского райисполкома г.Запорожья.
– Тогдашний директор автозавода «Коммунар» Степан Иванович Кравчун имел непосредственное отношение к созданию парка имени Гагарина, который уже много лет является украшением Коммунарского района. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос на совете «Клуба руководителей предприятий Коммунарского района». Когда окончательно определились, Степан Иванович попросил на одном из предприятий бульдозер, мы на выходных спланировали площадку, на которой через два с половиной года было построено здание райадминистрации. А рядом со зданием мы заложили сквер, будущий парк Гагарина, высадили там деревья. Шло время, сквер так и оставался сквером, и предприимчивые бизнесмены начали потихоньку «осваивать» его территорию, вырубывать посаженные нами деревья, строить там кафе и развлекательные заведения. И тогда мы со Степаном Ивановичем приняли решение добиться от городских властей для нашего сквера статуса парка, чтобы пресечь попытки его застройки и защитить зелёную зону. Мы пригласили к себе тогдашнего мэра Сина, вручили ему соответствующее письмо, но в его каденцию вопрос так и не был решён. И только при мэре Буряке наш вопрос был вынесен и проголосован на сессии горсовета, после чего эта зеленая зона официально обрела статус парка, на него сразу же выделили деньги из бюджета и сейчас приводят в порядок.
А во времена Советского Союза застройка территорий осуществлялась согласно генерального плана, утвержденного властями. И вот, согласно этого генплана, на территории сквера Гагарина, в том месте, где за средства автозавода соорудили детский автогородок, собирались построить фабрику по переработке костей с мясокомбината. И даже успели заложить фундамент, не обращая внимания на наличие там сооружений и конструкций детского автогородка! Можете себе представить, чем бы пришлось дышать жителям Космоса, если бы эту фабрику построили и ввели в эксплуатацию? И тогда мы с Кравчуном договорились с начальником городского ГАИ Щегольским, что вместе с предприятиями района вдохнем новую жизнь в детский автогородок, чем не допустим строительства на том месте фабрики. НИКТИМ сделал новый проект, а мы со Степаном Ивановичем заказали на предприятиях конструкции, договорились, что нам выделят бульдозер и асфальтоукладчик. И за выходные дни зарыли тот фундамент, установили сверху новые конструкции, проложили асфальтовые дорожки и восстановили детский автогородок! Меня тогда за это чуть из партии не исключили! Помню как Яланский, председатель исполкома Запорожского горсовета, на меня кричал: «Ты знаешь, сколько вы денег там зарыли? Есть генеральный план!» А я ему: «Так я не знал!» Кстати, на краю парка, где сейчас расположен рынок, было запланировано построить гостиницу и спортивный комплекс, но когда рухнул Союз, всем было уже не до плана. Многое тогда рухнуло. При Советском Союзе «АвтоЗАЗ», как и многие промышленные предприятия, имел своё ПТУ, сам готовил для себя кадры. Тогда работали государственные программы, по которым готовили и инженеров, и руководителей производства. Каждому выпускнику вуза государство обеспечивало первое рабочее место, давало общежитие, ставило на очередь на получение жилья, предоставляло целый ряд льгот. Большое внимание тогда уделялось развитию социальной инфраструктуры. Государство на деле, а не на словах, заботилось о людях. Степан Иванович это отлично понимал, знал потребности людей и именно в людях видел будущее предприятия. А сегодня об этом никто не думает, поэтому из страны продолжает массово уезжать трудоспособное население.
Мне кажется, что Кравчун добился в жизни так много благодаря тому, что вырос на земле. Родился он в селе Тарасовка Пологовского района, в простой семье. У Степана Ивановича всегда были очень теплые отношения с родителями, от них он впитал в себя «дух земли». Его характер закалялся в коллективах: школа, армия, институт, а после вся производственная цепочка, от ученика слесаря до генерального директора. На заводе обмануть его было невозможно – он всё знал лучше, чем кто-либо другой. Потому что он, как и многие советские директора тогда, начинал свой рабочий день ранним утром с обхода предприятия, посещал проблемные производственные участки, чтобы лично проинспектировать положение дел. Одинаково уважительно общался как с высокопоставленными руководителями, так и с простыми рабочими, не делая поправки на чины и регалии. Любил пошутить, анекдотом переброситься, в коллективе его не только уважали, но и любили! И было за что: он профилакторий для работников предприятия построил, базу отдыха, в профком подобрал таких людей, которые на деле заботились о простых рабочих. При нём строилось жильё, появилось общежитие. Заводское ПТУ обеспечивало учеников бесплатной формой и питанием, а после прихода на завод к каждому выпускнику прикреплялся наставник. И на самом заводе были созданы постоянно действующие курсы по переподготовке кадров.
Что вынудило Степана Ивановича оставить родное предприятие после того, как он посвятил ему 37 лет жизни? Хорошо зная Степана Ивановича, скажу так. Если бы тогда прислушались к его мнению, когда решался вопрос о сотрудничестве с корпорацией Daewoo, то завод бы устойчиво работал и развивался по сей день. Его логика была такая – только тогда есть смысл ставить на поток новый автомобиль, когда он будет способен конкурировать на рынке с другими автозаводами Европы. А такого уровня производства на «Коммунаре» на тот момент не было. Зато была своя ниша на рынке стран СНГ и хорошие перспективы для роста объёмов производства. Та же «Таврия» – она постоянно совершенствовалась и на неё был устойчивый спрос. Он предлагал – давайте сделаем ставку на массовый выпуск автомобиля для инвалидов! Его у нас в то время охотно брали и готовы были брать даже в Европе, потому что западным автопроизводителям налаживать выпуск таких автомобилей с ноля не выгодно, а у нас производство уже было налажено и запущено! Но его тогда не послушали, и Степан Иванович принял решение уйти с поста генерального директора, сказал, что принципиально не согласен с такой политикой.
Мы дружили и были близки до последних его дней, и я его очень хорошо понимал. Но вот что очень важно. Когда Степан Иванович ушёл с завода, то не опустил руки, а наоборот, в очередной раз проявил свой несгибаемый характер и дар руководителя! Он доказал всем – Кравчун может повторить успех, создав новое процветающее производственное предприятие, в том числе сельскохозяйственное! Потому что всё, за что он брался, всегда доводил до конца. Он постоянно внедрял новые технологии, собирал вокруг себя инициативных и профессиональных специалистов, они сами к нему тянулись! Это был талантище во всех смыслах – и в профессиональных, и в человеческих! Степана Ивановича уважали все, а такое редко бывает с людьми его масштаба. Потому что он ни с кем не конфронтировал, а наоборот, всем предлагал помощь, был очень отзывчив. Даже в последний год жизни, периодически находясь на лечении, он просил водителя принести ему верхнюю одежду и обувь, мечтал тайно сбежать из больницы и заняться делами. Таким он был всегда – деятельным, активным, не любил и не умел сидеть без дела, сложа руки, интересовался общественным благом. Кравчун очень много сделал для района и города в целом. Это был небезразличный, инициативный руководитель, он всегда думал о людях. Кажется, что совсем недавно мы со Степаном Ивановичем составляли обращение от имени Совета почётных граждан по поводу аварийного состояния запорожских мостов и опасности прохождения по ним большегрузного транспорта. Городские власти зашевелились и приступили к основательному ремонту дорожного полотна плотины. Движение в этом вопросе есть, так что будем надеяться, что дело сдвинется с мёртвой точки. Степан Иванович был бы этому очень рад, он душой болел за город и очень многое сделал для Запорожья, в частности, для Коммунарского района.
Записала Наталия Полишко