Продолжаются общественные слушания по поводу переименования улицы Северокольцевой в Коммунарском районе Запорожья в улицу легендарного директора ЗАЗа Степана Кравчуна. Сегодня мы пуликуем мнения по этому поводу известных в городе и стране людей.
Вячеслав Богуслаев, Президент АО «МОТОР СИЧ», Генеральный конструктор по созданию и модернизации вертолетной техники.
– Степана Ивановича Кравчуна я помню умным, добрым, грамотным. Я очень многому у него учился. Когда в 1988-м году я стал генеральным директором «Мотора», то в первую очередь встретился с Кравчуном – я видел в нем человека, который был заинтересован в расширении производства и научного обеспечения. Он не только стимулировал создание опытных автомобилей, двигателей, систем управления, но и был и частым гостем в машиностроительном институте – встречался со студентами. Давал им надежду, что они получат на «Коммунаре» первое рабочее место, станут в очередь на квартиру, рассказывал, какие там здравоохранение, дома отдыха, заводские столовые, пионерский лагерь, стадион, Дом культуры. Это все для работников – почти бесплатно!
Его мышление в автомобилестроении можно сказать, было параллельно с тем, что я делал в авиации. В конце 80-х мы уже понимали, что кооперация – и научная, и производственная, в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) и Советского Союза – неустойчива. Мы видели, как партия разваливалась и нам, хозяйственникам, приходилось сложнее и сложнее. Нужно отдать должное Степану Ивановичу – он видел дальше всех, он воевал за восточный рынок, понимал, что нужно делать, чтобы спаси свое предприятие. У него на это было особое чутье! Он во все времена был патриотом Украины в лучшем смысле – старался, чтобы все комплектующие для авто были произведены на украинских заводах.
Когда-то напротив гостиницы «Театральной» стоял большой плакат с рисунком «горбатого» «Запорожца» и словами: «Дадим лучший в мире малолитражный автомобиль!» И мы все страшно гордились, что именно в нашем городе делают эту машину. Запорожье всегда было городом металлургов, машиностроителей и энергетиков. И хочу сказать, что сейчас научно-технический вектор вновь поворачивается в нашу сторону, мы превращаемся в научный центр. Начинает расти наукоемкое производство, которое требует поддержки здесь, на месте. Молодые люди, которые приходят на производство после колледжей и вузов, хотят делать украинскую конкурентоспособную продукцию. Запорожье не потеряло самого главного – базы по созданию наукоемких производств, и в этом, в том числе, заслуга Степана Ивановича Кравчуна. Поэтому я верю, что у Запорожья есть будущее. А безымянных улиц – Лесных, Кольцевых, Овражных – в Запорожье полно. Я – за то, чтобы улицы носили имена людей, заслуживших эту честь. Есть улица Порады, улица Сацкого, и я требую от властей, чтобы имя Степана Кравчуна было увековечено в том районе, где он жил, где работает автомобильный завод, которому он отдал 37 лет своей жизни.
Максим Остапенко, Директор Національного заповідника «Хортиця»
– Запоріжжя завжди славилось потужними інженерно-технічними кадрами, і Степан Іванович Кравчун у цьому сенсі є однією з легенд нашого міста. Це людина, яка, фактично, зробила АвтоЗАЗ потужним гравцем рівня усього Радянського Союзу, брендом, який був упізнаваний в усьому світі, тому що «Таврії» розходилися далеко за межі України. Це була нова хвиля, нових технічний крок – це здавалось чимось космічним. За запорізький автомобільний завод було не просто не соромно – ним усі пишались! Мені здається, що така особистість, як Степан Іванович, достойна не прост вулиці, вона достойна бути вписана в історію міста, яку будуть знати і через десятиліття, і через століття. Тому, якщо можливо замінити назву вулиці, яка не має ніякої цікавої історичної чи географічної прив`язки на ім`я дійсно видатного запорожця – це буде абсолютно правильний і логічний крок.
Игорь Кравченко, Директор ГП «Ивченко-Прогресс», Генеральный конструктор, академик Инженерной академии Украины, доктор технических наук.
Степан Иванович Кравчун сделал Запорожье автомобильной столицей Украины. Для своего времени «Таврия» и «Славута» были самыми передовыми машинами в своем классе – по экономичности, доступности, потребительским свойствам. Его пример доказывает – когда предприятием руководят профессионалы, оно обречено на успех. Современные руководители могут перенять многие качества у представителей той плеяды выдающихся запорожских директоров, к которым принадлежит Кравчун – они все время учились и никогда не останавливались на том, чего достигли. И что очень важно – жили одной жизнью с коллективом. Это шло не от принуждения, не от зарплат, а от сердца. Когда человек вкладывает в развитие предприятия душу, то всегда будет результат. Так как родители вкладывают все в своего ребенка, так руководитель должен вкладывать в предприятие.
Мой учитель Федор Муравченко говорил: «Главное – чтобы был хребет, остальное нарастет». И хребет у Кравчуна, безусловно, был. Думаю, переименование улицы в честь такого человека – это наша обязанность. Мы тоже инициировали присвоение улицам Запорожья имен наших генеральных конструкторов – Ивченко, Лотарева, Муравченко. Буду рад, если в Запорожье появится улица Степана Кравчуна – все это люди, которые создали школы, объединили вокруг себя коллективы, благодаря им Запорожский край расширил свои возможности и стал известен далеко за пределами Украины.
Александр Кузьмин, председатель районной администрации Запорожского городского совета по Коммунарскому району
– Я сам «местечковый» человек. Люблю свой город, свой район, где я и родился в 1959-м году в бараке на Баррикадной. К переименованию улиц отношусь двойственно, я против, так сказать, резкой смены декораций в угоду политической ситуации. Но это – совсем другой случай. Если человек оставил такой огромный след в жизни страны, города, конкретно Коммунарского микрорайона – я только «за». Кравчун достоин остаться в памяти народной, достоин уважения и почета. Должна остаться память о человеке, который создал «Таврию», строил жилье, развивал спорт. Взять хотя бы один факт – за то время, пока он был директором «Коммунара», предприятие построило 50 000 кв м жилья для своих работников! А еще есть автоЗАЗовская больница на 300 коек, две спортивные школы – восьмая и тридцать восьмая. На средства своего предприятия Степан Иванович построил там стадион и открыл спортивную школу «Космос», где занималось более 300 детей. Потом был построен стадион «Торпедо», который был сертифицирован для проведения игр чемпионата Советского Союза. Спорт – это вообще его особая заслуга. Ни один город в Украине, кроме Запорожья, не имел двух команд высшей лиги, а у нас были «Металлург» и фактически заводское, уникальное «Торпедо». Для жителей города, а особенно для жителей Коммунарского района, Степан Иванович – личность знаковая. Поэтому я приветствую идею о переименовании Северокольцевой в улицу Степана Кравчуна.
Сергей Беликов, ректор национального университета «Запорожская политехника», доктор технических наук, глава Совета ректоров Запорожского вузовского центра.
– Степан Иванович Кравчун – это настоящий, действительный Почетный гражданин нашего города. Кафедра автомобилей, которую я имел честь закончить в свое время, всегда поддерживала тесные отношения с автомобилестроительным заводом. Степан Иванович руководил этим предприятием как раз в те годы, когда завод бурно развивался – при его непосредственном участии. Времена, когда Степан Иванович уже не был генеральным директором, а я стал ректором «машинки», тоже памятны мне как годы плодотворного сотрудничества, ведь Кравчун входил в состав Наблюдательного совета Национального Технического Университета, всегда помогал кафедре Обработки металлов давлением, которую сам закончил (как и трое его детей впоследствии).
Сегодня в нашем Музее технического прогресса стоит легендарный «Запорожец 965» – из первой партии, фактически, это был личный автомобиль Степана Ивановича Кравчуна, который он подарил родному вузу. Он всегда гордился тем, что он инженер и он был Инженером с большой буквы, человеком, который полностью отдал себя развитию автомобилестроения в Украине, заводу, коллективу. И я «обеими руками за» переименование улицы в его честь, в честь одного из наших выдающихся земляков, которые навсегда останутся в истории нашего вуза, города, страны.
Иван Курпаяниди, Директор областного медцентра сердечно-сосудистых заболеваний.
– Я свою трудовую деятельность начинал в 1985-м году хирургом медсанчасти автозавода «Коммунар», и уже тогда был наслышан о молодом талантливом руководителе предприятия. Задумайтесь – в бытность Кравчуна генеральным директором на «Коммунаре» работало 29700 человек, завод делал 25 процентов бюджета города!
Лично со Степаном Ивановичем мы познакомились в 1991-м году, так что знал я его почти тридцать лет. Он был эрудированным, честным, порядочным, обладал искрометным чувством юмора. Был педантом в каждом вопросе – если за что-то брался, то доходил до сути. Еще Кравчун был настоящий «технарь» – например, если нашей больнице нужно было чем-то помочь, то он изучал всю документацию, перечитывал спецификации, искал наиболее подходящий вариант. Если попытаться определить его сущность одним словом то, наверное, это будет слово Созидатель. В честь кого еще, как не таких людей, называть улицы?