Путь к вершинам отнюдь не лёгок. Какими бы эти вершины не были: образовательные, социальные, культурные… Большинству из нас далеко до вершины общества, где каждый делает всё для благополучия себя и окружающих. Однако, в одной из школ удаётся достигать вершин легко, играючи. Эта вершина – культурные граждане, которые беспокоятся о чистоте, порядке и экологии. Сегодня, в день знаний, в школе “Эверрест”, совместно с ГО “ЕвроИн” в рамках образовательного проекта “Кольорові Відра” первоклассникам прививали культуру разделения вторсырья.
Преподаватели организовали для детей увлекательный квест, где по загадкам и ребусам, плавно переходя от темы к теме, подошли к правилам разделения бытовых предметов по составу. Далее, сортируя вещи, дети с увлечением распределяли условное вторсырьё по цветным бакам, как это принято в европейских странах. Следует отметить, что поскольку всё это проходило под видом игры, процесс настолько затянул детей, что их увлечённость передалась и взрослым – родителям учеников. Те на ходу пытались подсказать что делать с тем или иным непонятным предметом.
Это не разовый урок. И не акция-“однодневка”. Цветные баки останутся в школе. И теперь дети будут постоянно вырабатывать в себе привычку сортировки вторсырья. Почему мы так заостряем на этом внимание? Отсутствие культуры сортировки – бич нашего города. Об этом мы уже писали. Если вкратце, то есть три конкретных факта:
Первое: полигоны-свалки уже переполнены.
Второе: две третьих нашего мусора – самое популярное вторсырьё – бумага, стекло, пластик.
Третье: 800.000 тонн пластика, 1.500.000 тонн бумаги, 1.000.000 тонн стекла, 30.000 тонн цветных металлов мы выбрасываем. И мало того, что не зарабатываем на этом (а можно) так ещё и усугубляем наши финансовые проблемы.
А в школе “Эверрест” за эту проблему взялись со всей серьёзностью. Мы спросили подробнее об акции у её организатора – Вадима Грибкова.
Какова дальнейшая судьба этих контейнеров?
Они останутся здесь. А мы будем вывозить их содержимое по мере наполнения. Раз в неделю или месяц. Всё сырьё вывозится к нам на склад, там досортировуется и отправляется на переработку.
Допустим, дети приучатся к культуре сортировки и скажут дома: хотим сортировать! Как думаешь, поддержат ли родители?
Для того и задумывали акцию, ведь родители всё равно постепенно учатся у своих детей. И даже сегодня мы видели, что дети начинают сортировать, даже учитывая, что это был лишь игровой квест, а родители также увлекаются и начинают помогать, то есть, подключаются к процессу.
А, допустим, идеей сортировки вторсырья заинтересовались родители. Или несколько семей. Или даже ОСББ. С таким вы работаете?
Мы уже начали сотрудничать с ОСББ. У нас есть подразделение этого проекта. Уже договорились с несколькими на бородинском, поставили в подъездах по 4 контейнера и всё также, вывозим их содержимое по мере наполнения. Неперерабатываемый мусор люди выбрасывают на помойку. И теперь баки наполняются медленнее в 2-3 и за вывоз мусора им теперь платить меньше. Перезаключают договор и меньше платят.
Вернёмся к школе. Остаётся проблема того, что дели склонны к вандализму. Как защитить урны от детских шалостей?
Ничего страшного, если их вдруг сломают. Дети шалят, играют и при этом познают мир. Урны сделаны из прочного картона, это податливый и безопасный материал. Так что его можно поправить механически. Если же урна пришла в негодность, мы её заменяем, а сам картон отправляется на вторсырьё. У нас есть опыт установки таких урн в школах. Педагоги говорят, что сначала дели наиграются, успокоятся, привыкнут к ним и тогда вандализма становится значительно меньше.
Очень радостно, что школами управляют прогрессивные люди, которые понимают, что детей следует учить не только читать-писать, но и жить как культурные люди. Особенно это хорошо получается в школах, где к вершинам идут легко.