Сегодня в Запорожье презентовали программу развития транспорта. Все решения по реформированию подкрепили точным исследованием городского транспорта. Все результаты продемонстрировали в виде доступной и ёмкой презентации, выдержки из которой мы сейчас рассмотрим.
Итак, видим, что большая часть пассажироперевозок лежит на “спринтерах”. Каждый день они перевозят больше людей, чем “дельфины”, “богданы”, троллейбусы и трамваи. В общем, правильно. Ведь самая оживлённая транспортная магистраль это проспект. А на проспекте больше всего именно “спринтеров” и “вольксвагенов”. На этом следует заострить внимание в дальнейшем.
Исходя из данных презентации, на трамваи и троллейбусы приходится львиная доля “льготников”. Тех, кто имеет право на бесплатный проезд в городе четверть. При этом муниципальный транспорт перевозит 83% всех “льготников”. В общем, это соответствует действительности, кроме маленького уточнения: в маршрутках “льготники” платят за проезд в большинстве своём. И от этого никуда не денешься. Ехать надо всем. А в маршрутке рулит водитель. Если за бабушку не вступятся пассажиры, то заплатит. Но и тут не всё так просто. Об этом мы тоже вспомним потом.
Перед вами самый забавный слайд. Уж очень хочется посмотреть в глаза человеку, создававшему его. Начнём по порядку:
Относительно высокая скорость передвижения. Относительно чего? Скорость соединения соответствует в среднем скорости потока транспорта. А быстрым поток можно считать только на проспекте. А если вспомнить как лихо велосипедисты обгоняют наши троллейбусы, то понимаешь, что относительностью выступает пешая прогулка. И самым быстрым транспортом являются “спринтеры”. Причём те, которые в хорошем состоянии и не дребезжат на выбоинах, словно ведро с гайками.
Низкий уровень пересадочности поездок – вопрос спорный. Учитывая соотношение цен на проезд и средних по городу зарплат, даже одна пересадка при поездке на работу стоит очень дорого. Хотя разнообразие маршрутов даёт возможность для манёвра, хотя и не всем. Например, сотрудникам “Запорожстали” добирающимся с бабурки или иных удалённых частей города.
Моё любимое: малая продолжительность ожидания транспорта на остановке. Каждый будний день в пять вечера я ожидаю маршрутку №4 на фестивальной. Вот уж действительно, малая продолжительность. Однако если сравнивать её с маршрутом № 54, то она ходит в 4-5 раз чаще “четвёрки”. Это очень наглядно видно на улице победы. И самое прелестное, где хочется передать привет составителю слайда: очень трудно согласиться с Вами, каждый день видя обратную ситуацию. Домой на Шевченковский (как и в некоторые другие спальные районы) невозможно уехать с фестивальной, пока не приедет “богдан” или не пройдёт час пик. Тут следует вернуться к проблеме “спринтера”. В него невозможно влезть. НЕВОЗМОЖНО. Вот и приходится ждать более-менее разгруженный “Богдан”. И реальное время ожидания может быть даже час. Простите, междугородные маршрутки и то чаще ходят.
Теперь кратко об оплате: тут две огромнейшие проблемы: в маршрутках – отсутствие обелечивания, а в трамваях и троллейбусах – отсутствие кондукторов, как следствие – море “зайцев”. По маршруткам: без билетов нет никакого учёта пассажиров. Соответственно, перевозчики как хотят, так и считают “экономическую обоснованность цены на проезд”. А ведь им ещё и город платит за “льготников”. Правда до водителей эти деньги не доходят. Хотя, это отдельная тема. В муниципальном транспорте ситуация тоже трудная. Из-за мизерных зарплат нет кондукторов. А “оплата водителю” игнорируется настолько массово, что очень глупо себя чувствуешь, когда один из всех зашедших идёшь платить водителю.
С пунктами недостатков в общем и целом согласен.
Что нам предлагают?
Чиновники хотят решить проблему в четыре этапа.
Первый. Сокращая формулировки: объединить дублирующиеся маршруты и отказаться от “спринтеров”в пользу “богданов” и больших автобусов. Отлично. Классно. Однако, куда фирмы перевозчики и частники денут все свои спринтеры? Это не горячие хлебцы. Никто их сразу не купит. Причём в печальном зачастую состоянии. А на свалку отправлять – жаба задавит.. Покупали то его за доллары, а зарабатывает “бусик” гривны. Да и на что купить новый транспорт, не продав старый?
Второй этап. Введение магистральных маршрутов на больших автобусах. То есть те маршруты, которые пронизывают город “насквозь”, составить из больших автобусов. Теперь представляем эту ситуацию в виде больших автобусов на маршруте №72. Кто не знает – поясню: везёт работяг с Шевченковского на правый берег. Просто представьте пробку на плотине не из спринтеров, а огромных автобусов.
А теперь представьте: на плотине СЛОМАЛСЯ АВТОБУС! Или ДТП С АВТОБУСОМ! Это называется транспортный коллапс. А поскольку…
стоит задуматься о паромной переправе…
Третий этап: мультимедийность маршруток и GPS. Отличная идея. И тут без сарказма. Если я стою на остановке, мне очень хочется знать где моя маршрутка. И стоит ли зайти в эту полупустую и потом пройтись, или ждать ту самую… Ну это я к примеру. На это однозначно следует выделять деньги. И в приоритете такая инициатива должна стоять выше.
Четвёртый этап: е-билет. Главное это слово не читать слитно. Однако тоже отличная инициатива. Зашёл, приложил карточку к сенсору, едешь. Помимо этого идёт чёткий учёт пассажиров и водители больше не будут халтурить, ибо лишаются работы с “наличкой”. Льготный проезд, значит льготный и не колышет.
Итоги
Реформа уже давно просится, аж кричит. Орёт адским криком души каждого пассажира в часы пик. Но плохо когда реформаторы судя по всему ездят на личных авто и маршрутки видят лишь из салона своей машины. Поверьте, опытные пассажиры со стажем могут упростить и удешевить ваши проекты. Вы только спросите.
Отдельно позволю себе инициативу, которая успешно действует в некоторых западных областях Украины: в час пик платят все. Это убирает два момента, которые бесят как водителей, так и пассажиров.
Первый: трудящиеся “льготники” платят. Сколько раз водители жалуются на “льготников”, которых знают в лицо. Возят их каждое утро на работу. Они забиваются маршрутки наряду с остальными работягами. Логика проста: зарабатываешь – не жмись – заплати.
Второй: убирает скучающих бабушек. Вот надо позарез в час пик пенсионерке ехать на рынок за хлебом, ибо он там на 50 копеек дешевле. Отчасти пенсионерок можно понять. Скучно сидеть в четырёх стенах в квартире. Но когда школьники с портфелями, студенты и работяги забиваются в транспорт как килька в банку, да ещё и бабушек штук двадцать с огромной сумкой за хлебом или маслом на рынок едут, тут не до жалости.
Оба этих момента разгружают транспорт в часы пик. Надо на рынок – с девяти милости просим. Ничего не поменяется там за два часа. В больницу, “коммуналку” и т.д. – всё после часа пик. Ничего у нас после девяти утра не закрывается. Уважаемые реформаторы, возьмите на заметку.