В минувшее воскресенье, 24 сентября, в Молочном лимане, месте постоянного нереста пиленгаса, произошла гибель рыбы. Рыба в очередной раз не смогла выйти из Молочного лимана в Азовское море из-за того, что промоина, соединяющая два водных объекта, была опять заилена. В результате чего, погибло около 20 тыс особей. Что составляет менее 1% всей рыбы, находившейся в Молочном лимане. Происходит подобное почти каждый год. Но конкретно в этом случае, данная ситуация была подана как экологическая катастрофа. Почему?
Проблема Молочного лимана и канала, который должен соединять его с Азовским морем, существует не первый год. Канал длиной около 800 метров постоянно заиливается, и каждый год его нужно прочищать.
Проблемы с проливом между Молочным лиманом и Азовским морем начались в 2001 году. Возникшее на базе рыбколхоза ООО продало земснаряды и до 2004 года никто расчисткой пролива не занимался. Да и в последующие годы прочистка этого пролива проводилась от случая к случаю. В результате, как минимум, раз в год Молочный лиман превращается в кладбище десятков тысяч особей пиленгаса, который пытаясь пробиться в море задыхается на мелководье. Например, во время самого массовой гибели рыбы в начале 2000-х годов было потеряно около 5 миллионов особей. И каждый раз эта ситуация становится предметом различных политических спекуляций.
Молочный лиман относится к сфере компетенции Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Однако министерство ни разу за всю историю существования Молочного лимана как нерестелища, не выделяло средства на прочистку канала. Обычно это происходило за частные средства – рыбаков, промышленников. Однако в этом году благодаря усилиям губернатора Запорожской области Константина Брыля, средства на это были выделены из областного бюджета.
Тендер на расчистку канала выиграла фирма ООО «Техморгидрострой Николаев», с которой был заключен договор подряда. Согласно условий Договора, подрядчик взял на себя обязательство произвести дноуглубление канала, который соединяет Молочный лиман с Азовским морем.
20 сентября подрядчик обследовал территорию вокруг заиленного канала и выявил на окружающей территории песок объемом 65 тыс. кубов. Каждый год во время расчистки канала этот песок высыпали по обе его стороны и он препятствовал доступу техники на объект. Для выполнения условий договора, подрядчик заключил договор субподряда на выполнение работ по данному договору, в том числе и на выполнение подготовительных работ, которые даже не были предусмотрены основным договором. На участок субподрядчик привез 2 скрепера, бульдозер и драг-лайн для проведения работ. Техника приступила к подготовке площадки, расчистке территории с целью доступа к каналу.
Согласно требований тендерной документации, работы «Техморгидрострой Николаев» должен был проводить на сухом отрезке на расстоянии 420 м от уреза Азовского моря в сторону Молочного лимана. Заморное явление, которое инкриминируется ООО «Техморгидрострой Николаев», происходило на расстоянии 850 метров от уреза Азовского моря и не связано водным соединением с местом проведения работ по договору. Данная территория не входит в сферу ответственности ООО «Техморгидрострой Николаев».
Обычно пиленгас выходит в море из лимана в середине октября и у подрядчика по его расчетам было достаточно времени, чтобы выполнить все необходимые работы по расчистке канала. Но, как это бывает, вмешалась погода.
Директор Приазовского национального природного парка Дмитрий Воловик заявил, что гибель рыбы носит природный характер.
– Гибель рыбы в данном случае – естественное природное явление. В этот день подул шквальный ветер. Как следствие большая масса воды, перехлестнув сухую часть канала, хлынула в канал лимана, увлекая за собой рыбу. Резкий спад ветра привел к моментальному впитыванию воды в песок, значительно снизив уровень воды в канале. В результате рыба оказалась на мелководье, что привело к ее гибели. Такие явления являются характерными и регулярными для северного побережья Азовского моря. Таким образом, гибель рыбы не является заморным явлением, и не связана с выполнением работ по дноуглублению канала.
На внеочередной сессии облсовета Константин Брыль заявил, что к спасению оставшейся рыбы привлечены военнослужащие Нацгвардии Украины и основную часть рыбы удалось спасти.
– Касаясь темы того, что произошло в лимане на выходных, могу сказать, что рыба должна была выходить к морю через 2-3 недели. Однако, в связи со штормом и изменением температурных условий, ситуация изменилась. Сейчас вода в лимане снова прогрелась и пиленгас и другая рыба не будет идти к более холодному морю. Поэтому, чтобы помочь спасти рыбу с мелководья, привлекались военнослужащие Нацгвардии Украины. Только за вчерашний несколько миллионов особей рыбы были спасены, – отметил Константин Брыль.
А директор Приазовского национального природного парка Дмитрий Воловик оценивает потери пиленгаса менее 1%.
– При этом он естественно выше на ранних стадиях развития рыб. В ситуации, сложившейся на выходных, погибло около 20 тыс экземпляров пиленгаса. Данное количество погибших рыб составляет максимум 1 % от количества вышедшей рыбы, что значительно ниже среднегодового показателя естественной смертности данного вида рыб. По современным оценкам коэффициент естественной смертности пиленгаса составляет 68%. Таким образом, я считаю неправомерным расчет причиненного ущерба Государственной экологической инспекцией Азовского моря, которая приняла некорректную методику в его оценке. Рыба, погибшая по естественным причинами, не подлежит оцениванию в качестве ущерба, – подчеркнул Дмитрий Воловик.
В то же время некоторые политики от «Оппоблока» уже успели обвинить во всем произошедшем областные власти, пытаясь заработать политические баллы.
– Почему никто не говорит о море бычка в Бердянске? Мы понимаем, что то, что произошло в лимане – чисто природное явление. Я бы народным депутатам советовал, чтобы быстрей выбивали деньги на гидротехнические сооружения в Минэкологии. И мы понимаем, что эти “общественники” там делали. И кто на этом наживался… Почему во всех экскаваторах, которые приезжали (сейчас СБУ с этим разбирается) ночью пробит радиатор, у другого сломана гидротехническое часть. Это же видно, что это человеческий фактор. Почему это совпало … И перед сессией. И кто-то говорит, что в этом нет политики, – заявил Брыль.