В конце января истекает полгода с момента фатального выстрела из обреза на проспекте Восточном, 157 в Бердянске Запорожкой области. Там 31 июля прошлого года оборвалась жизнь Виталия Олешко — известного в Запорожской области активиста. Ранения в голову и туловище мужчины оказались несовместимыми с жизнью — он скончался до приезда медиков.
Официальная трактовка случившегося: Олешко был убит из-за конфликта с группой предпринимателей, которые «заказали» общественника знакомому бойцу из батальона «Торнадо». Но обе стороны — близкие Сармата и представители подозреваемых — считают эту версию не полной.
Расследование громкого дела, по которому уже задержаны десять человек, а еще один объявлен в розыск, продолжается. Журналисты собрали все версии гибели активиста из Бердянска Виталия Олешко и выяснили, что в материалах дела все не так однозначно, и одна из нитей ведет к известному днепровскому бизнесмену Александру Петровскому, которого называли также криминальным авторитетом Нариком, пишут Вести.
Патриот или рейдер
Трагическая кончина ветерана АТО и известного активиста с самого начала вызвала бурю возмущения в украинском обществе. Это неудивительно — слава Виталия Олешко разнеслась далеко за пределы Запорожской области.
Послужной список Сармата впечатляет: участник самообороны Бердянска, доброволец батальона «Донбасс», кавалер ордена «За мужество» III степени, участник боев за Иловайск, переживший плен в «ДНР». «Когда он вернулся с войны, то боролся с местной властью», — говорит о погибшем Семен Кабакаев, координатор организации «Стоптеррор».
В свою очередь оппоненты Олешко рассказывают о другой, малоизвестной, стороне биографии активиста и его стиля жизни. Сармата они характеризуют как скандалиста и вымогателя и рейдера.
Весной прошлого года о «темной стороне» деятельности активиста начали писать запорожские СМИ. Среди «достижений», которые вменялись Виталию в вину — пачка админпротоколов за хулиганство, незаконное строительство гостиницы (на подворье которой он и был застрелен), а также нанесение телесных повреждений бердянскому чиновнику.
Присутствовал и более серьезный «криминал»
Прежде всего, это обвинения в земельном рейдерстве в составе ОПГ, действовавшей под «патронатом» правоохранительных структур и «авторитетных» людей. В Сети было обнародовано аудио разговора Сармата с фермером по имени Николай, где добробатовец вымогал часть будущего урожая, обещая взамен «порешать» вопросы с прокуратурой, у которой возникли претензии к сельскому предпринимателю.
Именно по этому делу в октябре 2016 года на взятке в размере 75 тыс. грн был задержан руководитель Куйбышевского отдела Бердянской местной прокуратуры Запорожской области Вадим Ливада. Но, как говорит источник в правоохранительных органах, на самом деле цепочка вела еще выше. «Силовики и группа Олешко «доили» запорожских аграриев в четыре руки, — отмечает наш собеседник. — Но вскрыть всю схему не дали могущественные покровители этих рейдеров».
В результате ожидаемое задержание Сармата по делу о «наезде» на фермеров так и не состоялось. А сама эта история получила еще более скандальное развитие.
Во-первых, это касается роли экс-прокурора Ливады, который отрицает вину в вымогательстве денег у агрария. В суде адвокаты экс-прокурора заявили ходатайство о признании недопустимыми материалов негласных следственных розыскных действий, которые фигурируют как основное доказательство его причастности к совершению преступления.
Во-вторых, на семью вышеупомянутого фермера Николая — заявителя по этому уголовному производству — судя по всему, стали давить. Сармат признавал, что на той самой записи его разговора с Николаем звучит его голос, но комментировать его отказывался. Молчит и фермер — после избиения землевладелец отказывается от комментариев СМИ. Супруга фермера заявила журналистам: «Мы с мужем с журналистами не общаемся!»
Фото 24tv.ua
Личная неприязнь
Представленная в суде версия гибели Олешко темную историю с вымогательством обходит. «У следствия есть достаточно оснований считать, что убили Сармата по другим причинам», — говорит прокурор по этому делу Юрий Грицай. По его словам, «наказать» активиста вследствие личной неприязни задумали в июне прошлого года бизнесмен из Днепра Евгений Бродский и владелец бердянского кафе «Мохито» Михаил Сигида. Причин конфликта между ними и Сарматом следствие не уточняет.
Сигида якобы и поручил ликвидацию Олешко бывшему бойцу батальона «Торнадо» Артему Матюшину. Тот вместе с побратимами из Днепра — Александром Обуховым, Николаем Ломакой и Максимом Владимиренковым — приехал в курортный город за сутки до убийства. Сотрудники Генпрокуратуры рассказывают, что группа следила за Олешко и, чтобы замести следы, воспользовалась другой машиной в момент совершения преступления.
Как ранее сообщала пресса, автомобиль, на котором приехали убийцы Сармата к его подворью, принадлежит службе Госгеокадастра Бердянска. С заявлением об угоне этого транспортного средства чиновники обратились в полицию на следующий день после расстрела и отвечать на вопрос, почему это было сделано так поздно, категорически отказываются.
Впрочем, неофициально они признались журналистам, что не раз давали машину «напрокат», о чем знали многие горожане. Так или иначе, правоохранители на автомобиле следствие не акцентируют.
«Доказательства причастности, по крайней мере Матюшина, — «убойные», — говорит вышеупомянутый источник из органов, знакомый с материалами дела. — На его руках обнаружены пороховые газы, на обрезе есть его отпечатки, его опознали свидетели, плюс он дает признательные показания».
Но журналистам встречи с Матюшиным запрещены. Он единственный из подозреваемых, который не идет «в отказ», и его позицию СМИ узнали из выдержек допроса, зачитанных в суде.
Артем Матюшин. Фото hromadske.ua
Согласно этим документам, Матюшин якобы признался в том, что его знакомый бизнесмен Сигида «заказал» Олешко, но требовал не убивать активиста, а прострелить ему ягодицы. Однако случился эксцесс исполнителя, в результате чего Сармат и был убит.
Причастность к преступлению задержанной вместе с ним троицы Ломака — Владимиренков — Обухов экс-добробатовец отрицает. Но следствие, хотя и пользуется признаниями Матюшина для того, чтобы держать под арестом Сигиду и Бродского, ставит слова «торнадовца» под сомнение. Сыщики считают, что в ликвидации Сармата планировалось участие еще нескольких человек.
К ним, как заявил первый замглавы Нацполиции Вячеслав Аброськин, относят представителей одной из бандитских группировок Днепра. Ее лидером называют объявленного в розыск Виктора Власюка, а «бойцами» — арестованных Дениса Зеленкина, Тараса Мовчана, Сергея Смирнова и Руслана Кузнецова.
Следствие считает, что эта четверка за две недели до убийства Олешко приезжала в Бердянск «на разведку». Но инкриминируется им не пособничество расстрелу Сармата, а участие в разбойном нападении.
В настоящее время оба этих дела следователи передали в центральный аппарат МВД. Однако незадолго до этого появилась информация, что еще до убийства Олешко за его будущими исполнителями оперативники вели наблюдение.
То есть, как считает адвокат Бродского Сергей Сыроватка, у правоохранителей уже тогда на руках была вся информация, чтобы предотвратить преступление. Но, по непонятным причинам, органы этого не сделали.
Евгений Бродский. Фото hromadоske.ua
«Следствие еще в мае 2018 года проводило негласные розыскные действия в отношении стрелка Матюшина, Зеленкина и Мовчана в связи с историей о разбое, — рассказывает Сыроватка. — У меня логичный вопрос: если их все это время «вели», прослушивали телефоны, и действительно готовилось убийство активиста, то почему его заблаговременно не упредили?!»
О другом казусе регулярно заявляют в своих выступлениях подозреваемые арестанты Сигида и Бродский. Они божатся, что не были знакомы с Олешко, а потому не могли «испытывать к нему неприязни», а следовательно — желать смерти.
Тот факт, что Сармат не имел разногласий, да и вообще не знал Бродского и Сигиду, как и всех остальных подозреваемых по делу, подтверждают и побратимы Виталия. В то же время они допускают, что коммерсантам могли поручить организацию преступления их влиятельные покровители в политических кругах. И это самая загадочная часть дела.
Политика или криминал
Еще в день убийства Олешко его соратник Андрей Маджаров назвал три знаковых фамилии, которые якобы и могли стоять за расстрелом Сармата. Это нардеп от БПП Сергей Валентиров, его коллега по парламенту из «Воли народа» Александр Пономарев и губернатор Запорожской области Константин Брыль.
Каждому из них Олешко высказывал ряд претензий, обвиняя в коррупции. В разгар их публичной пикировки как раз и были обнародованы сведения о «криминальной стороне» личности убитого впоследствии активиста.
Депутаты и глава ОГА свою причастность к убийству отрицают. Явной связи между ними и арестованными подозреваемыми по делу не прослеживают и следователи, за исключением факта знакомства Валентирова с Михаилом Сигидой. Бродский, по словам его защитника, и вовсе дает понять, что не слышал таких фамилий: «А кто это такие?»
Николай Ломака якобы был за рулем «Таврии», на которой Матюшин скрылся. Фото lb.ua
Соратники Сармата призывают подождать дальнейшего развития событий, выражая надежду, что следствие все же докопается до истины и выйдет на тех людей, которые и отдали приказ убить Олешко. «Все, кто причастны к этому, — ответят», — уверен Маджаров и тут же добавляет: «Мы уже понимаем, что все ниточки ведут в Киев». Он сторонник исключительно политической, а не бизнес-версии убийства друга. Мол, в Сармате увидели конкурента, потому что за полгода активной деятельности своими прямыми включениями он разоблачал финансовые махинации и уголовные преступления власти.
В то же время адвокат Сыроватка считает, что если дело имеет действительно политический след, то установить в нем истину, а не просто назначить стрелочников, будет практически невозможно. Он называет своего клиента «сакральной жертвой», которая была выбрана для того, чтобы снизить градус накала в обществе и позволить ему выпустить пар. И даже более того — направить следствие по ложному пути поиска заказчиков.
На этой же позиции стоит и вероятный организатор «мести Олешко» владелец кафе в Бердянске Сигида. «Четыре месяца меня удерживают под стражей, оказывают давление, пытают и кошмарят», — заявил он в зале суда.
Побратимы Сармата в искренность бизнесмена не верят. А Сыроватка уверен, что следствие, судя по тем материалам, которые оно ему предоставило, рассматривает лишь одну, уже названную версию. В ней причастными к убийству считаются только заявленные ранее подозреваемые, а на вершине пирамиды сговора — бизнесмены Сигида и Бродский. При этом, сознательно или нет, по мнению адвоката, органы опускают несколько важных деталей.
Максим Владимиренков якобы находился в автомобиле Mazda, куда пересели подозреваемые в убийстве Олешко. Фото pro.berdyansk.biz
На них еще в первые сутки после роковых выстрелов на Восточном проспекте Бердянска обратил внимание журналист Яков Носков. И этот след также ведет в Днепр, в «авторитетные» круги, связанные с известным днепровским бизнесменом Александром Петровским, которого еще называют «Нарик». Петровский фигурировал в десятке уголовных дел, связанных с убийствами, но ни разу не был осужден и свою причастность к криминалу отрицает. Хотя нынешний генпрокурор Украины Юрий Луценко в 2011 году заявлял: «Петровский, известный в определенных кругах под именем Нарик, проходил по материалам МВД как лидер организованной преступной группировки».
«По данным следствия, трое ветеранов, проходящих по делу, имеют отношение к бригаде Нарика», — отмечает Носков. В беседе с «Вестями» он уточняет: информацию о том, что задержанные по горячим следам «торнадовцы» связаны с Петровским, он получил от источников в правоохранительных органах. «Сейчас доступа к материалам нет — дело забрали киевляне», — сетует журналист.
На официальном уровне о возможной причастности «людей Нарика» к убийству Олешко не говорится ни слова. Хотя известно, что в последние годы Петровский активно подался в агробизнес, контролируя латифундии размером в 100 тыс. га земли.
Между тем бойцы батальона «Торнадо», которые, по понятным причинам, не хотят себя называть, признаются «Вестям»: после АТО некоторые ребята из Днепра не могли найти себе применение в мирной жизни. А потом им предложили работу в охранных агентствах, которые опосредованно, через третьих лиц, связаны с Нариком, и ветераны согласились.
«Оружие выдают, корочку «охранника» тоже, — рассказывает «Вестям» один из них. — Да и работа непыльная. Если нет заданий, — а обычно это были либо рейдерские захваты, либо, наоборот, защита фермеров от рейдеров, — сидишь дома и получаешь 10–12 тыс. грн зарплаты. Если есть выезды, гонорар увеличивается вдвое, а то и втрое — в зависимости от сложности задачи и времени, которое она занимает».
Александр Обухов якобы был за рулем автомобиля Mazda, в котором передвигались подозреваемые. Фото censor.net.ua
К слову, по данным источника в администрации Запорожской области, одно из относительно свежих приобретений авторитетного бизнесмена Нарика — фермерское хозяйство в Михайловском районе Запорожской области. Он также якобы вынашивает планы по расширению владений в этом регионе. Но этим недовольны местные крупные землевладельцы, в том числе из армянской диаспоры. А каждая из этих сторон имеет своих союзников, в том числе из тех же бывших атошников.
Выступал ли представителем одной из противоборствующих сторон Олешко, однозначно утверждать никто из экспертов не берется. Комментарий самого Петровского по этому поводу «Вести» так и не получили. «Мы ничего не комментируем», – ответили журналистам.