Екатерина Вайдич – профессиональный молодой менеджер и политик

С 2009 года по сей день Екатерина Вайдич работает в Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». Сфера компетенции – вопросы энергоэффективности, международного сотрудничества, реформирования и развития бизнеса НАК «Нафтогаз Украины».

В 2017 году Екатерина Вайдич присоединилась к команде партии «ОСНОВА». Она курирует направление молодежной и внешней политики. Сегодня поговорим с молодым политиком о наиболее уязвимых вопросах для украинцев. Узнаем ее точку зрения и партийную позицию во многих важных вопросах. Новый взгляд на глобальные проблемы. Эмоционально, чувственно и проникновенно, как это свойственно только женщине. Разговор получился трогательным до слез.

 

Как прекратить огонь на Донбассе? В чем заключаются три мирные основы урегулирования военного конфликта в Украине? Можно ли ездить в Россию? Стремиться ли Украине в НАТО? Обо всём этом мы поговорили с одной из лидеров политической силы «Основа» Екатериной Вайдич.

– Расскажите о своём визите на Донбасс. Зачем Вы туда поехали и как там сейчас живут люди?

– Начну с того, что я родилась в Донецке – это моя родина, потому для меня весь этот регион очень близок и важен. Мы были в сентябре в Донецкой и Луганской областях. Когда мы смотрим видеосюжеты по ТВ и слышим от коллег о том, что происходит – это одно, но личное присутствие там – это совершенно другое. Эмоции зашкаливают, и желание перемен становится просто баснословным.

Поездка была посвящена детям. Мы хотели презентовать детям, чьи родители не могут, к сожалению, полноценно подготовить их к школе, рюкзаки и всё необходимое для учебы. Я была не в качестве представителя партии «Основа», ездила от себя.

Что меня поразило: первый звонок, улыбки на лицах, праздник, а День знаний для меня – один из самых важных праздников. Я была воодушевлена. Мероприятие начинался стандартно, и у меня в этот момент стерлось представление о том, где я нахожусь. Дети танцевали, все хорошо, но вдруг послышались выстрелы. Я была в шоке. Но самое удивительное, что дети продолжали танцевать, они даже не обратили внимание. То есть для них это уже норма – это часть их жизни, и это страшно, на самом деле.

После этого мы общались с детьми, и я спрашивала, какие у них желания. Обычно киевские дети, например, говорят, что хотят встретить новых друзей, узнать что-то новое, кто-то хочет подарков, кто-то начать взрослую жизнь. А донецкие дети хотят только мира. Так что ради детей мы просто обязаны принять правильные решения, чтобы завершить войну.

Что мы можем сделать для завершения войны в короткий срок? 

– Уже не секрет, что Минские соглашения зашли в полный тупик. Мы же знаем, что первым пунктом Минских соглашений было срочное прекращение огня, но ежедневно мы получаем сводки с линии фронта о том, что стрельба ведётся, и ежедневно гибнут люди. Практически год назад Сергей Алексеевич Тарута представил свой мирный план на конференции. План этот называется «Три основы: легитимность, безопасность и доверие».

Этот план можно реализовать через переговоры в Вене. Многие понимают, что война на Донбассе – это не война между Украиной и Россией и даже не агрессия России по отношению к Украине – это часть геополитического конфликта на нашей территории. И для того, чтобы конфликт этот разрешить, нужно усадить за стол переговоров всех участников и наблюдателей. В переговорах должны принимать участие: Украина, Россия, США, Франция, Германия и ОБСЕ. Здесь нужно говорить не только о голубых касках, а о введении на оккупированные территории временной международной администрации, которая будет независимой. Это будет орган, который временно возьмёт на себя контроль над территорией. Он независим, соответственно, мог бы быть распорядителем тех средств, которые направлялись бы на восстановление Донбасса. Также нам необходимо вернуть доверие жителей Донбасса, а это значит вернуть все социальные выплаты, пенсии и т.д.

Почему именно Венский формат?

– Потому что Вена, на самом деле, – нейтральная территория. Там же находится штаб-квартира ОБСЕ. Мы уже вели переговоры с европейскими дипломатами и членами местного парламента, и получили теоретическое согласие на принятие таких переговоров. Участники конфликта пока не откликаются на такое предложение, что лишний раз доказывает: они просто не хотят прекращать войну. С другой стороны, нам нужна поддержка людей на местах. Мы уверены, если люди поддержат этот альтернативный план, то он сработает.

Как, по-вашему, люди могут сказать своё слово? Вам не кажется, что у каждого отдельного человека, по сути, нет весомого ресурса для выражения собственного мнения публично?

– Нет, я всё-таки думаю, что люди должны заявлять о собственном мнении всеми возможными способами и средствами. Мы не должны молчать. Украина – это и есть граждане страны, на них и держится всё в этой стране. Люди должны осознавать всю силу. Каждый отдельный, работающий человек понимает, что если завтра он не выйдет на работу и также поступят все, то страна разрушится, всё остановится. И ресурс неоткуда будет брать. Сегодня люди не чувствуют свою силу, потому что им внушили, что они ничто. На самом деле, как раз от каждого украинца зависит то, как будет жить страна.

Вы сейчас говорите о новой революции?

–  Нет, мы не говорим о революции – это слишком радикальные методы, которые, как видим, ни к чему не приводят. Мы говорим об эволюции – развитии, взвешенных решениях и новом выборе.

Как Вы относитесь к проектам законов о сокращении перемещений украинцев в Россию и наоборот, ужесточении правил выезда?   

– Для меня эта ситуация странная и манипулятивная. Я считаю, что сейчас очень многие политики  играют в игру на фоне этого конфликта, и принимают не те законы, которые необходимы, а лишь бы что-нибудь. На сегодняшний с Россией нужно вести переговоры, а не что-то кому-то запрещать – это никак не решит наш конфликт. Скорее ещё больше усугубит ситуацию.

Что Вы думаете о разговорах по поводу вступления Украины в НАТО, которые ведутся до сих пор?

–  Думаю, что этот же тупик, потому что в НАТО нас явно никто не ждёт. У нас почему-то принято в серьёзных проблемах поднимать отвлекающие темы, которые к тому же ещё и разъединяют людей, а не объединяют. Поверьте, любые заявления о вступлении в НАТО на сегодняшний день – это чистый популизм. Не берут в НАТО страны, у которых непонятные размытые границы, которые участвуют в военных конфликтах, поскольку это противоречит, как минимум, уставу НАТО. Так что нас туда никто не звал, и не позовёт.

Новая реформа образования – тоже точка преткновения, которая раскалывает население..?

– Да, она совершенно не продумана, она вызвала отторжение большой части населения и продолжает нас ссорить с соседями и друг с другом. Я совершенно убеждена, что в воюющей стране поднимать языковые вопросы, вопросы религии и прочие тонкие индивидуальные вопросы, нельзя. Ворошить такие вопросы – значит подливать масло в огонь.

Ева Миронова