Известный украинский предприниматель и депутат Верховной рады, лидер партии «Основа» Сергей Тарута побывал с рабочим витом в Запорожье, где посетил предприятия и встретился с работниками этих производств. Он рассказал о программе своей политической силы. В интервью нашему изданию политик обозначил три основные угрозы для Украины, с которыми он и его команда намерены бороться.

 

– Невооруженным глазом видна Ваша политическая активность: билборды, поездки, встречи по всей Украине. Скажите, зачем Вам это?

–  Я уже неоднократно говорил, что готов делать всё для того, чтобы людям хотелось жить в Украине. Я не хочу, чтобы мои дети уезжали из нашей страны. Сейчас я, объективно, не вижу будущего, если мы в ближайшие 2-3 года не перезагрузим систему. Если мы не создадим привлекательный инвестиционный климат, то будущего у страны не будет. Мы видим роль и место Украины в мире не в качестве нищей аграрной или сырьевой страны с бедным народом, из которой бежит население, а в качестве процветающей высокоразвитой страны.

– Что нужно сделать, чтобы остановить трудовую миграцию из Украины, пресловутую «утечку мозгов»?

– Отток людей из страны происходит всё время – это сейчас большая проблема.  Люди уезжают постоянно, глядя на то, как живут западные соседи. И это нормально – они ищут лучшее будущее для себя и своих семей. Из моего окружения уехало очень много знакомых, тех же бизнесменов. Я же воздерживаюсь от этого шага и удерживаю своих детей, потому что вижу – мы можем что-то сделать в родной стране . В то же время, я понимаю, что если ты остаёшься здесь, то должен быть активным, должен что-то делать.

– Вы часто говорите о необходимости масштабной модернизации украинских производств, повышении их конкурентоспособности. Это нелегко в нынешних условиях. Но у Вас есть большой опыт в продвижении отечественного производства на европейский рынок.

Сергей Тарута

Сергей Тарута

Сергей Тарута

– Вопреки многим негативным предсказаниям, мне удалось в своё время поднять производство – построить лучший  на тот момент меткомбинат «Азовсталь». С точки зрения завоевания внешних рынков: мы первые освоили Европу и Америку; мы первые сертифицировались, первые, кто организовал тогда представительства в Бельгии, Германии, Италии, Англии и США. Многие об этом даже не мечтали, а мы там уже имели свои представительства и продавали продукцию на 100-150 долларов дороже. Мы тогда инициировали создание своего украинского банка, который мог бы обслуживать сложные формы внешней деятельности – международные аккредитации и прочее. У нас была первая компания, которая реально проложила уже тогда курс на европейскую интеграцию. Мы побеждали в очень жёстких конкурсах на металлургических рынках, в которых участвовали все мировые гранды этой отрасли.  И мы выиграли сначала в Венгрии, а потом в Польше, причём в жесткой борьбе.

«Я не вижу будущего, если за 2-3 года мы не перезагрузим эту систему»

 – Вы считаете, за 2-3 года реально провести «политическую перезагрузку», о которой Вы говорите?   

– Я не очень-то верю в досрочные выборы, скорее всего их не будет. И революционными методами мы уже действовать не можем. Все наши западные партнёры будут настаивать на том, чтобы был эволюционный процесс. То есть мы будем действовать в рамках закона и сложившейся системы – президентские выборы, а затем парламентские. И наша задача – победить и на президентских, и на парламентских выборах, чтобы реализовать нормальную стратегию развития нашей страны. Если этого не произойдёт, то мы потеряем последний шанс для нормального развития нашего государства.

– Какие, на Ваш взгляд, основные вызовы и угрозы стоят сейчас перед Украиной?

На сегодня у нас есть три национальных угрозы: это война на Донбассе, бедность и то, о чём мы уже говорили – это эмиграция из Украины трудоспособного населения. Возможно, даже последнее – это самая большая проблема среди названных, потому что человек – это главное богатство страны. Человек и его потенциал. И массовый выезд людей – это самая большая угроза. Сейчас, мы знаем, что на многих предприятиях не хватает людей, не хватает квалифицированных работников. В том же Мариуполе, откуда я родом, водителей троллейбусов и автобусов не найти, потому что они уезжают в соседние страны. Если люди будет и дальше покидать Украину, то над нами нависнет большая и страшная опасность закрытия многих предприятий.

– Учтено ли преодоление названных Вами вызовов в программе Вашей партии «Основа»?

– Нас может спасти только бурный экономический рост, который может победить бедность и остановить отток наших людей за рубеж. Плюс, если мы будем экономически сильными, то мы сможем и противостоять конфликту на Донбассе. Прогресса мы сейчас можем добиться только через улучшение инвестиционного климата. А чтобы этого добиться, нам нужно запустить все восемь механизмов, описанных в нашей Доктрине «Украина 2030». Это даст нам возможность развиваться быстро.

На заводах, где я бываю, от людей идет позитивная обратная связь –  работники хотят сохранить свои предприятия, хотят, чтобы они были загружены на полную мощность, модернизировались. На той же «Запорожстали» запущена новая доменная печь и травильное отделение, соответствующие всем европейским стандартам. В том числе – экологическим. На очереди – новый конвертерный цех. Значит можем. Но нужна честная кредитная поддержка со стороны государства.

Государственная экономическая политика должна подразумевать, что мы страна с научно-техническим потенциалом, позволяющим выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это касается космической, авиационной, автомобильной, машиностроительной, металлургической промышленности, и наша задача это все приумножить. И это реально. Пока эта возможность не утеряна, хотя шансов всё меньше и меньше. Очень многие предприятия разваливаются, грабятся и могут не дожить – есть такой риск. Но мне очень хочется, чтобы мы успели спасти, то, что можем ещё спасти. И мы приложим для этого все усилия.

«Массовая эмиграция украинцев – это самая большая угроза»

– Но ведь для качественных изменений должна быть политическая воля ключевых игроков?    

Мы видим, что многие политические силы сегодня теряются и теряют. Кризис в БПП, распад «Оппозиционного блока», рейтинг радикальной партии на том же уровне, у «Батькивщины» есть ядро, но также постоянно происходят различные метаморфозы. Сейчас есть огромный запрос на новую политическую силу. Выводы социологов говорят о том, что 72% людей ждут прихода такой силы. И мы, конечно понимаем, что для успешной реализации запроса, у политсилы, претендующей на эту роль, должны быть яркие лидеры, правильная стратегия и ресурсы. Сегодня из всех новых партий, только наша соответствует этим трем условиям.

– Олигархические группы сегодня в Украине дискредитировали себя. И, скорее всего, ищут какой-то компромиссный или буферный вариант политического позиционирования, который можно было бы использовать, как громоотвод. Об этом говорят некоторые эксперты. Не связано ли как-то с этим появление партии «Основа»?

– Создание «Основы» было инициативой тех людей, которых нельзя причислить ни к какой группе олигархов. В данном случае, олигарх номер один у нас в стране сегодня – это президент. Мы знаем, что Порошенко «пощипал» других олигархов. Им мы разъясняем – капитализация страны и приумножение её богатства автоматически приведёт к росту частных капиталов. Со своей стороны мы не должны поддерживать ту модель, когда олигархия может жить и процветать, мы должны убрать, в рамках перезагрузки, базовые возможности влияния олигархов, как через политический ресурс, так и через экономический. Нам нужно побороть монополии, которые они поддерживают и лишить их возможности создавать институты власти, которые помогают им и дальше накапливать средства.

«Нет тех денег, которые могут купить мою советь»       

Наша задача разрушить олигархическую систему. Думаю, они сами знают мою принципиальность и понимают, что «договориться» будет невозможно. Нет тех денег, которые могут купить мою советь, и мой капитал – это чистая репутация, которая не разменивается. И они точно это знают. Наша политическая сила никогда не позволит лоббировать интересы той или другой олигархической группы. Мы не сможем достичь бурного экономического роста, если у нас останется хоть одна олигархическая группа. Мы же сейчас говорим о качественном инвестиционном климате, а это невозможно на фоне существующих монополий.

– Вас тоже считают довольно влиятельным в финансовом смысле человеком, но Вы отличаетесь тем, что у Вас нет своего медийного ресурса.  

Олигархи – это как раз те, кто накапливал и накапливает свой капитал с помощью давления на государство, посредством масс медиа и чиновников. Мы никогда не использовали политический ресурс. Наш успех – это чистая репутация на Западе, а там олигархов не финансировали, потому я никогда не был олигархом по сути. Я занимался созиданием, а не накоплением.

«У политсилы должны быть яркие лидеры, правильная стратегия и ресурсы»

– Страна устала от войны. Какова стратегия Вашей политической силы в урегулировании ситуации на Донбассе? Что представляет собой мирный план от Сергея Таруты?

– Мы должны идти к миру через дипломатию. Сейчас Украина не делает ничего, чтобы разрешить военный конфликт на Донбассе. С одной стороны мы хотим добиться результата силой, с другой стороны выдаём лозунги о том, что только мирным путём будем решать. Но пока не происходит ничего конструктивного. Моё предложение – это мирный план «Три основы», благодаря которому мы можем достичь устойчивого мира. В кратковременном плане нам нужно, чтобы миротворческие силы вводились одновременно с временной администрацией, которая будет работать в рамках юрисдикции переходного периода. Именно международная переходная администрация может взять на себя временно эти полномочия, пока мы окончательно не обеспечим там безопасность и не вернём доверие людей. Для этого также нужно будет вернуть все социальные выплаты и финансирование региона.

– Как это сделать практически? Вы не первый, кто предлагает свой мирный план за последние годы.

– Для начала стоит перенести переговорную площадку из Минска в Вену. От Минска есть уже психологическая усталость и недоверие к данной форме переговоров. Предлагаю сменить и персональный состав групп переговорщиков. Пассивность может привести к замороженному конфликту, а он, в свою очередь, к дальнейшему метастазированию самой ситуации. Наша армия не может вечно находиться в окопах, так что, единственный вариант – это решение конфликта через переговорный процесс. Мы предлагаем, чтобы были назначены спецпредставители от всех стран, участвующих в переговорном процессе. Предложить назначить своих спецпредставителей Германии и Франции, как это сделали США. А потом уже в присутствии ОБСЕ и совета Европы должен идти постоянный диалог. Пока этого не случится, мы не найдём ответы на все сложные вопросы. Я в это верю и, кроме того, считаю, что нам нужна новая международная конференция по безопасности в Европе по типу Хельсинской 1975 года.

«Мы готовы разрушить олигархическую систему»

– Мира хотят все здравомыслящие украинцы. И европейцы хотят. Сегодня понятно, что это будет не быстро. По-Вашему, мы что-то делаем не так?

– Мы выбираем неправильные стратегии.  Мы настаиваем на санкциях, но мы не можем добиться желаемого результата, даже почувствовать, что эти санкции реально приводят к успеху. Чтобы нам помогали и нас понимали, мы должны показать, что наша страна становится сильнее, развивается и учится. Например, Южная Корея и Израиль постоянно находятся в состоянии войны, но при этом развивают свои экономики и имеют колоссальную поддержку, но у нас этого нет. Зарубежные партнёры тоже чувствуют, что они очень много теряют из-за санкций, их бизнес терпит убытки, накапливается раздражение.

– Вы считаете, что реакция мира на то, что происходит в Украине становится все более негативной?        

– Все понимают, что здесь происходит. Украина теряет из-за коррупции гораздо больше, чем в той же войне. Так что, заявления европейских политиков становятся все более откровенными. В Брюсселе, на недавнем саммите восточного партнёрства, нас поставили на место и сказали, что денег не будут давать, если мы не займёмся делом, не разберёмся с коррупцией и не наведём порядок в экономике.

Легко сказать – навести порядок в экономике.  Какие у Украины шансы для этого и в какие сроки?

–  Нашу экономику вполне может спасти стабильный оборот на внутреннем рынке. Мы выступаем за полную модернизацию существующего промышленного потенциала и увеличение доходов населения. Увеличение доходов приведет к качественным изменениям, начнёт раскачивать маховик внутреннего потребления. Украинцы должны получать кредиты по минимальным процентным ставкам, чтобы жить цивилизованно и приобретать недвижимость, технику, другие предметы быта.  Наша металлургия очень конкурентоспособна. Единственное, чего не хватает – это модернизации. По своему потенциалу и оставшимся еще конкурентным преимуществам, которые сейчас катастрофически уменьшаются и которые нужно всеми силами сохранить, мы способны привлечь в страну до 700 миллиардов долларов инвестиций и увеличить до 2030 года средние зарплаты украинцев до уровня 1200 долларов, а пенсии – до 450.

Александр Александров