Кравчун не хотел войти в историю – он ее делал.

Мир меняется стремительно. На фоне пандемичного информационного шлака легко потерять что-то действительно важное – пример яркого человека, который жил с тобой в одном городе, может даже на одной улице, и который сделал для людей столько, что его имя стоит вписать золотыми буквами в летопись Запорожья.                                                                 В честь Степана Ивановича Кравчуна, многолетнего руководителя запорожского автомобильного завода, планируют переименовать                    ул. Северокольцевую, увековечив его личный вклад в социально-экономическое развитие Запорожья. И это – важно, это – вопрос уважения и самоуважения, умения быть благодарными и определять правильные жизненные ориентиры. В конечном счете, значимость нашей жизни понастоящему оценят не по крутизне машин и счетам в банке, а прямо пропорционально нашей важности для других людей. Скольких ты вдохновил, скольким помог, скольких научил?

Степан Кравчун Степан Кравчун Степан Кравчун

Крестьянский сын Степан Иванович Кравчун умел не только работать. Он умел мечтать. Умел любить, дружить. Умел быть благодарным. Умел идти на компромиссы и не идти на них. Сейчас, осознавая масштаб его личности, многие коллеги и друзья говорят: «Кравчун – это эпоха!». Конечно, они правы. Но такое определение для Степана Ивановича слегка тяжеловато, от него веет бронзой. А Кравчун был легким и динамичным. Уникальным, ярким и гипнотически харизматичным. Он не писал мотивационных книг и не проводил бизнес-тренинги «Как достичь успеха». Он сам был воплощением успеха и общение с ним неизбежно приводило к взрывающим мозг классическим выводам: будь лучшей версией себя; мечтать не вредно; отказывайся от стереотипов и не зацикливайся на неудачах.

Кравчун совершенно точно был тем, кто хотел сделать будущее лучше. Это был человек, которого можно с уверенностью назвать настоящим. То есть – творцом, личностью производительного типа. У него не было времени на печаль и экзистенциальные страхи. Он каждый день верил, что ничего не потеряно, поэтому был максимально эффективным и при Союзе, и в современном корпоративном мире. Он умел мотивировать окружающих людей. Они обращались к нему за советом и выполняли его указания, поддерживали его инициативы и принимали его идеи. Его влияние на окружающих было безусловным. И конечно же, одна из основных причин, по которой люди что-то делали для Кравчуна и вместе с Кравчуном – это то, что он им реально нравился. Степан Иванович обладал харизмой, способностью доносить до других людей свои убеждения с мощью, подобной могуществу сил природы.

В большинстве своем люди не любят перемен, особенно тех, выгоду от которых нельзя пощупать уже завтра. Всегда проще оставить все, как есть. Например, не переименовывать улицы в честь выдающихся земляков, пусть будет «пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную». Но тогда завтра дети не спросят: «Кто такой этот Степан Кравчун? Почему эту улицу назвали его именем?» И кого, если не таких людей, считать достойным примером для подражания? Героев Вселенной MARVEL или человека, который жил рядом и своими делами доказал – чтобы делать удивительные вещи, не обязательно быть вымышленным персонажем. Он был творцом и человеком вне политики – такие и построили наш город.

Послушаем мнения известных запорожцев, людей, которые хорошо знали Степана Ивановича.

Александр Степанович Головко. Городской голова Запорожья (1992-2000), Президент ЗОСПП «Потенциал», Почетный гражданин города Запорожья.

           У Кравчуна было особенное, свойственное молодым, желание находить новые контакты, новые решения в каждом направлении своей деятельности. Нас объединяли вопросы развития города, в чем автозавод «Коммунар» при Кравчуне принимал активное участие. Будучи директором автомобилестроительного завода, он совершил там настоящую техническую революцию. Изменилось всё: вместо «Запорожца» мы получили «Таврию», завод претерпел огромную модернизацию, были завезены новейшие технологии, такие, как линия покраски, он ею очень гордился. По большому счёту, директором завода он проработал не так долго, но успел сделать столько, что другому человеку и жизни не хватит.

Он был одним из организаторов Запорожского областного союза промышленников, предпринимателей и работодателей «Потенциал». Именно это содружество директоров начала 90-х сохранило свои предприятия, дав городу возможность удержаться «на плаву» в тяжелые времена. То было время тотального дефицита, когда ни в магазинах ничего не было, ни в городской казне. И вот ситуация – нет газа! Это значит, что город сейчас вот-вот остановится. Я поступал очень просто – звонил руководителям предприятий и просил помощи. И они перекрывали у себя газ, переводили свои предприятия в режим дежурных и отдавали газ Запорожью. Это мало кто знает, но это так. Так было повсеместно, предприятия жили одной жизнью с городом — это одна из черт, которая характеризует руководителей того времени. Кравчун не задавал много вопросов, его не нужно было долго уговаривать и убеждать – он понимал, что есть проблема и ее надо решать.

Я – счастливый человек, потому что мне удалось поработать с такими людьми. Это совсем другая школа, совсем другое отношение к своим обязанностям. Мы на каком-то этапе растеряли кадровый потенциал, профессионализм, отношение к людям. Но посмотрите на крупнейшие мировые корпорации – они взяли все лучшее, что было у нас! Корпоративный дух живёт, поддержка кадров живет, социальный пакет тоже никуда не делся! Поэтому возможности, которые каждому дает его время, нужно использовать на полную катушку, но не забывать, что тебя окружают живые люди. Это и было основной чертой, основным талантом Степана Ивановича Кравчуна. Он принадлежит к плеяде уникальных людей. Мы часто говорим: человек жил в такой-то исторический период. Так вот, Кравчун относится к тем людям, которые не жили в какую-то эпоху, а сами ее делали. Он делал историю своего завода, города, государства. И, при всем масштабе личности, умел бережно относиться к людям, к своим кадрам. Умение понимать проблемы людей давало ему желание, необходимость, возможность заниматься социальными проектами. Ведь раньше руководителя судили не только по показателям производства, но и по социальным вопросам. И мы знаем, что одни из лучших подсобных хозяйств были у Кравчуна, больше всего жилья строилось у Кравчуна, лучшие детские садики строились у Кравчуна. Именно это характеризовало его как человека – любовь к людям, которые его окружали.

Николай Михайлович Евдокименко, Председатель Правления ПАО «ЗАЗ»

В 1995-м году я был на 80-летии у Виктора Николаевича Полякова, министра автомобильной промышленности СССР (1975-1986 гг.). Очень приятно было услышать от него: «Ваш Кравчун – лучший генеральный директор автопрома Советского Союза». И я с ним полностью согласен.

Степан Иванович Кравчун был легендарный человек, который сделал очень многое и для Запорожья, и для автопрома бывшего Союза в целом. Он поставил на производство несколько моделей автомобилей, причем моделей с очень серьезной добавленной стоимостью. Были освоены кузова, двигатели, трансмиссии. В дополнение к народному любимцу       ЗАЗ-968, в 1986 году был подготовлен и поставлен на производство первый в Украине переднеприводный автомобиль, начато серийное производство легковых автомобилей семейства «Таврия». Вместе с пикапами до 1998 года было выпущено 337713 «Таврий»! В 90-е завод освоил целую гамму моделей, базировавшихся на платформе ЗАЗ-1102. Это и 5-дверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана», и пикап, а в экспериментальном производстве были даже кабриолет-ландо «Таврии»!

Кроме этого, была создана ассоциация по производству легковых автомобилей «Таврия», в которую входило два десятка заводов, а в структуре самого ПО «АвтоЗАЗ» тогда было пять автомобильных заводов: три мелитопольских, запорожский и луцкий, который производил автомобиль «Волынь» из комплектующих, которые производились и в Запорожье, и в Мелитополе.

Лично я знал Степана Ивановича только по работе, как подчиненный руководителя, и я всегда восхищался его стилем. Его отношение к той работе, которую он выполнял, сводилось к исключительно точным, выверенным, правильным управленческим функциям. Он для многих стал учителем, именно поэтому, когда он ушел с предприятия, мы смогли продолжить его дело. Он создал мощности для производства автомобилей особо малого класса, а мы уже потом развивали другие модели, модификации, автобусы. Но основа, школа Степана Ивановича Кравчуна, на ЗАЗе до сих пор существует и мы ему за это искренне благодарны. А завод, которому Степан Иванович отдал значительную часть своей жизни, был и остается единственным в Украине предприятием, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей.

Наталия Полишко